Strashidlo

Кавказ. Небольшое путешествие

Опубликовал:Эрик

Этот отчет о небольшой поездке на Кавказ в сентябре 2012 года. В этот раз мы шли в составе группы запорожского тур клуба «Горизонт». Руководитель был некоторым из нас уже знаком с похода по Архызу в 2011 году. Хотя, если бы мы сразу знали, что нас из Черкасс наберется шесть человек, пошли сами. Так всегда гораздо интересней и приятней!

За цель был взят Эльбрус, а точнее его восточная вершина. И возможно, даже, сходить «крестик» — две вершины, западную и восточную за раз. Всем этого очень хотелось. Но возможно это было только в том случае, если бы все факторы совпали в удачную комбинацию. И этого не случилось. Сильно мало дней у нас было в запасе и совсем не было акклиматизации.

Наш маршрут

Время поездки приближалось. Пока мы обсуждали величие видов на гору, которые нам будут открываться на подходах, что-то поменялось, кто-то не смог договорится и планы изменились. Идея восхождения на Эльбрус с севера, через приют и скалы Ленца была оставлена… Теперь нам предстояло подниматься на вершину с востока — по Ачкерьякольскому лавовому потоку. Ну что ж, такой вариант для нас был приемлем. Можно даже сказать, эта новость нас обрадовала. Мы уже бывали в тех местах и прекрасно знали о красоте горной долины Ирикчат. Оставалось ждать, тренироваться, и надеяться, что пустит погода и акклиматизация, которой у нас не было, позволив организму сохранять работоспособность на высоте. А если нет — мы были готовы просто прекрасно провести время в горах.

Кавказ нас встретил ярким солнцем и большим количеством вооружённых блокпостов. И хотя режим КТО был уже отменен, видимо не все еще было спокойно. Догрузив рюкзаки общественным снаряжением, мы начали подъем по долине Ирик. На склонах гор деревья своим окрасом напоминали, что осень рядом и скоро будет холодать. Хотя солнце все еще жгло открытые части тела и, повышая температуру, сбивало дыхание. Вдоль тропы было много кустарников дикой малины. Мы частенько сбавляли ход, чтоб успеть сорвать самые крупные ягоды. Спустились к нарзанному источнику, напились вдоволь. Моему желудку это не понравилось. Как всегда)

Военные которые дежурили на блок посту рядом с местом нашего старта, в горном поселке Эльбрус

Военные, дежурившие на блок посту, в горном поселке Эльбрус

Вот так вот живут себе люди. Из окон квартир даже летом отлично видны заснеженные вершины гор

Вот так вот живут люди. Из окон квартир, даже летом, отлично видны заснеженные вершины главного Кавказского хребта

Проходим очень неприятный участок в лесу. Потоки воды прорезали в склоне большие углубления, оголив скользкий конгломерат

Эйнар оставляет метки)

Вкусные заросли дикой малины, которой мы частенько подкармливались во время ходьбы

Место первой ночевки. У реки, недалеко от начала подъема в долину Ирикчат

Место первой ночевки — у реки, недалеко от начала подъема в долину Ирикчат

По крутому травяному склону мы вышли в долину Ирикчат. На тропе встретили змею. Никогда не встречал их на Кавказе) Линия лесной зоны осталась внизу, а заснеженные вершины приблизились. Зная, что запорожская часть группы отстает как минимум на пол часа, мы побежали к горной реке. Быстро скинули рюкзаки и мокрую одежду. Выбрав почти пляжное место с неким подобием песка, залезли в холодную утреннюю воду. Мы сидели между камней в потоке и грелись потом на солнце. Радость от купания переполняла!  Здесь мы еще небыли!

Трава уже совсем желтая, в горы пришла осень. Дни еще теплые, а вот вечером заметно холодало

Трава на склонах уже совсем желтая. Дни еще теплые, а вот вечером заметно холодало

Довольный я. За спиной уходит дальше долина Ирик, куда мы ходили в 2010м году, и провели там не забываемое время, карабкаясь вверх и убегая потом от сильнейшей грозы

Довольный я. За спиной уходит дальше долина Ирик, куда мы ходили в 2010-м году, и провели там не забываемое время. Карабкаясь вверх и убегая потом от сильнейшей грозы

Конечно увидев речку, мы не смогли устоять перед перспективой утреннего купания в горах)

Река Ирикчат

Наконец то показалась и Ушба

Наконец-то показалась и Ушба

Эйнар и Антоха

Лесная зона осталась далеко внизу, дальше только камни трава и лед

Деревьев уже нет, дальше только камни, трава и лед

К вечеру второго дня мы подошли к языку ледника Ирикчат. Огромная масса льда, пугала и восхищала! Дула на нас холодным ветром. Хотелось поскорей прикоснуться, стать на лед ногами. Слепить снежку и бросить в трещину. У всех улыбка на лице. Смешно… Налюбовавшись ледником, мы двинули к перевалу. Продвигаясь по нестабильным камням боковой морены, нам повстречалась крымская группа. Ребята взошли и уже спускались. Молодцы! Сообщили, что они последние кто задержался на горе с востока. Больше там никого нет. Предупредили, что на склоне встречаются крутые ледяные участки. Посоветовали передвигаться осторожно и страховаться в «стремных» местах.

Язык ледника Ирикчат

Выбрали место с которого открывается отличный вид на долину, ледник и восточную вершину Эльбруса. Отдыхаем, слушаем музыку и ждем отстающих

Выбрали место, с которого открывается отличный вид на долину, ледник и восточную вершину Эльбруса. Отдыхаем, слушаем музыку и ждем отстающих

На подъеме к перевалу мы с Эйнаром перепутали тропинки и пошли по ложной «козьей» тропке. На середине склона, когда крутизна неприлично увеличилась, мы увидели что пошли не туда, но продолжили понемногу подниматься. Картинка, представшая перед нами на перевале, встряхнула и плотно засела в память. Огромные ледовые поля ледника Джикаугенкез, по которым носит вечерние облака то пряча, то открывая разрывы трещин. Руководитель ищет в туре перевальную записку. Отстающие еще не поднялись. Мы как безумные бегаем от камня к камню, от обрыва к обрыву, щупая все глазами и клацая спуском фотоаппарата.

fhfhfghfg

Гора Аскерколбаши Терсак 3928

gfdfgdgdg

Вышли на перевал. Справа уходит гребень на гору Чаткара 3898

fgdgdgdgdgdg

Сижу, смотрю на огромное ледовое поле Джикаугенкез

xcvxvxvxvx

Панорама с перевала Ирикчат. Слева уходит наш маршрут на Рыжий бугор и дальше на Эльбрус

kkkkkkllllllll

Бельчик, Паша и Серега продолжают подъем. Понемногу начало натягивать облака

В этот вечер мы впервые попали под небольшой дождь. Поднимались к месту ночёвки на Рыжем бугре уже в темноте и при достаточно сильном тумане. Очень упала температура и усилился ветер. Ночью было очень холодно и видимо мой спальный мешок уже не держит той температуры что раньше. Да и сильный ветер выдувал из палатки все тепло. Сна особо не было, часто ворочался пытаясь согреться. Утром я вылез из палатки немного пораньше, чтоб успеть спокойно посмотреть на рассвет.

hhhhhhhhh

Рассвет над Кавказом

k,hkjk.jk.kj.kj.jk

Понемногу все начинают вылазить из палаток после холодной ночи

vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv

Верхушки гор уже осветились солнцем, но в долинах все еще темно

Один из запорожцев, отличный парень Андрей

Андрей — отличный парень из Запорожья

Переход через ледник к лавовому потоку был отмечен забавным проваливанием Антохи. Он шел в нашей связке первым. Переходя снежный мост, решил опробовать его надежность, стукнув по нему ногой, и сразу провалился по колено, а потом одной ногой по пояс. Было весело!) Дальше все было спокойно. По дороге находили небольшие флажки, которыми была промаркирована тропа через ледник. Антоха поднимал их и ставил заново.

Как оказалось на леднике, запорожцы никогда не ходили в связке. Не знали, как держать в руках ледоруб и как им зарубываться. Не могли они также без помощи одеть правильно кошки и системы. А обещанные руководителем ледовые учения так и небыли проведены. Поэтому всеми силами им бегал и помогал Эйнар)

Начали переход по леднику к скальной гряде лавового потока. Антоха идет первым, выискивая найболее подходящий маршрут среди ледовых трещин

Переход по леднику к скальной гряде лавового потока. Антоха идет первым, выискивая наиболее подходящий маршрут среди ледовых трещин

Под тонким слоем грязного летнего снега видна голубая толщ ледника

Под тонким слоем грязного летнего снега, видна голубая толщ ледника

Пройдя большую половину, сделали небольшой привал чтоб отдохнуть и снять лишнюю одежду. На леднике очень жарко

Пройдя больше половины пути, сделали небольшой привал, что б отдохнуть и снять лишнюю одежду. На леднике очень жарко

Ледовая трещина

Антоха защищается бафом от солнца. Лучи ,отзеркаливаясь от льда, сильно обжигают подбородок, губы и ноздри

Лучи, отражаясь от льда, сильно обжигают подбородок, губы и ноздри

Стремительно набирая высоту по Ачкерьякольскому потоку, у нас появилось сильное чувство веры в то, что все получится! Хорошая скорость! Практически безостановочное перепрыгивание с камня на камень, буксование ботинками лавового песка с подниманием облаков пыли. Яркое солнце, высота перевалила за 4000 м, но очень тепло и абсолютно не ощущается проявление горной болезни. Задышки практически нет. Силы переполняют тело. Мы с Эйнаром вырвались немного вперед, перед нами и до самой вершины абсолютно никого нет.

Ближе к вечеру начали сгущаться тучи и даже ненадолго пошел снег. Поставили лагерь на 4200 и имея еще запас светового дня, попили кофе и сходили налегке в акклиматизационный выход на 4400.

Ледник пройден! Теперь только камни, только вверх

Ледник пройден! Эльбрус заметно приблизился, угрожая снежными флагами на вершине)

На небе, понемногу, начали появляться облака. Пользуясь ихней тенью отдыхали от палящего солнца

На небе понемногу начали появляться облака. Пользуясь их тенью, отдыхали от палящего солнца

Мы с Эйнаром вырвались немного вперед. Высота около 4000, силы переполняли, эмоции тоже. Хотелось взбежать на вершину прямо сейчас

Хотелось взбежать на вершину прямо сейчас

Отдыхали с отличным видом на Донгуз-Орун и Накру

Облака начали сгущаться и пару раз начинал сыпать снег

Главный Кавказский хребет

Налегке сделали выход на метров 200 вверх по склону, с целью подзаработать немного акклиматизации)

Налегке сделали выход метров 200 вверх по склону. Подзаработать немного акклиматизации)

После заката тучи начали опускаться в долины

После заката тучи начали опускаться в долины. Эйнар с Бельчиком (на фото слева) возле палатки устроили вечернее обсуждение чего-то интересного

В планах на следующий день было перенести лагерь на Бровь (4600), пообедать там и подняться для акклимухи на 5000. Этой же ночью выйти на штурм вершины. Это был наш единственный шанс. Единственная попытка, которая не состоялась.

На 4200 осталось 4 человека, которые плохо себя чувствовали. Остальные успешно перенесли палатки на Бровь. Места для палаток было очень мало. Пришлось корректировать площадки, разравнивая камни и срубывая смерзшийся снег. Вскоре поднялся сильный, неприятный ветер. Решили переждать его и заодно отдохнуть. Уже вернувшись домой, я прочитал, что этого нельзя было делать! Поднявшись на высоту надо или выйти немного повыше, чтоб организм привык к еще большей высоте и потом спуститься на метров 200-300 вниз. Или продолжать работать на той высоте, на которой поставил лагерь, чтоб организм привыкал к высоте в боевом, так сказать, состоянии.

рррр

Двигаемся к последнему месту нашей ночевки «На брови» 4600

Лед и вулканический песок с камнями

С Брови открывается крутой вид на ГКХ

Высота 4600. Здесь начался сильный ветер и мы решили поставить палатки чтоб отдохнуть немного в них и когда немного успокоится ветер сходить в акклиматизационный выход на 5тис.

Высота 4600. Здесь начался сильный ветер. Решили поставить палатки.

Мы забрались в палатки и легли отдохнуть. Очень резко нас накрыла горняшка, которой прежде я совсем не ощущал. Отсутствие акклиматизации дало о себе знать. Болела голова, общая заторможенность, слабость. Стенки и «потолок» палаток, ветром начало бросать на дно, постоянно отрывало растяжки. Унесло мою каску, которая лежала на улице.

На акклиматизацию мы не вышли из-за сильного ветра. Пытались спать, но это получалось с трудом. Сложно уснуть, когда не можешь нагреться, болит голова и не помогает обезболивающее, на улице ревет ветер, а палатка хлопает по лицу. Понимая, что этой ночью единственный шанс на восхождение, все очень надеялись на улучшение погоды. Но нам не повезло, ветер так и не стих. У Пашеной палатки не выдержала дуга и сломалась, немного порвался тент. Сна не было, были короткие отключения, которые легко поддавались атаке идиотских минутных снов. Время упущено и мы ждем рассвета, чтоб начать спуск.

Долгожданное утро. У Пашеной палатки ночью сломало дугу и немного порвало ветром тент

Долгожданное утро и немного потрепанная Пашена палатка

Утром, как всегда, все преобразилось. Стало веселым и дружелюбным. Нами было принято тяжелое решение не рисковать и отступить

Утром, как всегда, все преобразилось. Стало веселым и красивым. Нами было принято тяжелое решение не рисковать и отступить

Прощальная фотография у нашего последнего лагеря

С первыми лучами солнца все становилось намного приятней и дружелюбней. Хотя ветер не прекращался и на небе были перистые облака — признак скорой непогоды. На часах 6 утра. Была выдвинута мысль о попытке быстрого штурма вершины. Но посовещавшись, мы отказались, посчитав, при сложившейся ситуации, эту идею авантюрной. И убедились в этом через пару часов, увидев, что горизонт стал черный, а вершину затянуло тучами. В тот день там прошел сильный снегопад, почти весь лавовый поток и выше завалило снегом.

Мы начали спуск. Ну а дальше сборы нижнего лагеря, переход ледника к Рыжему бугру. Скатываемся с перевала в долину и вдоль речки Ирикчат движемся вниз. Пошел снег, который, с падением высоты, превратился в дождь. Лагерь опять ставим уже по темноте. Залезли в палатку, выпили коньяку, радуясь тому, как хорошо когда ничего не болит и ясное сознание. Горняшка отпустила!)

Уже во время спуска горы начало заволакивать тучами

Уже утром горы начало заволакивать тучами

Эйнар

Под Рыжим Бугром нашли очень забавную ледовую стену

Я и Бельчик

Бельчик и Я

Антоха ищет камень домой

На перевале мы увидели какую непогоду тянет на Эльбрус с севера. Еще раз поняли насколько правильное приняли решение

На перевале мы увидели какую непогоду тянет на Эльбрус с севера. Еще раз поняли, насколько правильное приняли решение

Бельчик

Антоха и Эйнар

Спустились с перевала. Ледник и Эльбрус остались позади. Еще немного и дойдем до первой травы

Утро встретило нас солнцем.  Первая ночевка за последние 4 дня когда я совсем не замерз и спал как убитый)

Утро встретило нас солнцем. Первая ночевка за последние 4 дня, когда я совсем не замерз и спал как убитый)

Наш маленький лагерь над рекой на слиянии долин Ирик и Ирикчат

В долине очень резко наступила осень. Деревья заметно пожелтели, стало дождливо

пускаемся в долину Ирик

Спускаемся в долину Ирик

Снова эти неприятные, скользкие конгломераты

Снова эти неприятные скользкие конгломераты)

Осталось спустится в поселок. Все уже давно мечтают о шашлыке. Знают что он рядом

По дороге домой, заехали в Кисловодск. Забавные там встречались люди и места. Напились там вдоволь местного лимонада и прикупили немного коньяка

По дороге домой заехали в Кисловодск. Забавные там встречались люди и места. Напились там вдоволь местного лимонада и прикупили немного коньяка

Пообедали в ресторанчике «Мимино». Кормят отлично!

На гору мы конечно опять не взошли, но сильно не расстраивались. За те 4 дня, сделано для восхождения было много. Мы отлично отдохнули и полноценно окунулись в горную атмосферу. Побыли вместе в местах, которые любим! А на гору эту мы еще обязательно взойдем! И залезем на многие другие! В этом нет никакого сомнения)

Мы

Мы

• Elena

Вах, красота! 🙂

• Nicholas

очень круто 🙂

• Olka Khoroshok

Невероятной красоты горы!!! Очень масштабные «краевыды» !! Так держать и не сбавлять туристических оборотов!!!!

• Slavik Dybuna

Дуже круто і гарно, так хочется хоч раз спробувати свої сили в такому ось поході… Фотки кульні…

• Elena

Ану ж, Бобре, давай спробуй! 🙂

• Slavik Dybuna

Та я ще оце почну гризти усі дерева подорозі.